Анна: мой путь адаптации в другой стране
Я очень люблю путешествовать, но ни одно путешествие не сравнится с переездом в другую страну – это как небо и земля. В студенческие годы мне повезло учиться и проходить стажировки за рубежом, например, в Великобритании, Испании и Германии. Родители не скупились на инвестиции в мое будущее, за что я им сегодня очень благодарна. Это были поездки на месяц-два, и в моем случае, я приезжала уже на все готовое. Легко жить в своем мире, где твое расписание уже продумано, график экскурсий составлен, а новые знакомые рады с тобой подружиться. А еще всегда есть вариант поскорее вернуться домой, если что-то пойдет не так.
Во время первого переезда из Украины в Россию я, кажется, перевезла с собой весь свой мир, чтобы чувствовать себя на новом месте в безопасности
Сложности начинаются в тот момент, когда ты принимаешь осознанное решение переехать в другую страну. И вот, процесс запущен – чемоданы собираются, а Вселенная все слышит и готовится подкинуть парочку увлекательных приключений.
Во время первого переезда из Украины в Россию я, кажется, перевезла с собой весь свой мир, чтобы чувствовать себя на новом месте в безопасности: фотографии родителей, исписанные блокноты, полный гардероб одежды и обуви. Дороги назад уже не было, так мне казалось в тот момент. У меня не было этапа эйфории, я знала, что мне нужно сделать еще один важный шаг для собственного развития.
Для меня это был очередной этап развития в карьерном плане – новая страна, новый рынок, интересные проекты. Тогда в 25 мне предложили позицию PR-директора крупного агентства, входившего в ТОП-10 лучших коммуникационных агентств России. Личностный рост также не заставил себя ждать, ведь я прилетела в мегаполис, где нужно было приспосабливаться ко всему самостоятельно и в одиночку – процесс адаптации был нелегким. В Санкт-Петербурге из знакомых были только дальние родственники со стороны отца и бойфренд, последний не задержался на долгоJ
Пришлось научиться говорить без характерного акцента, различать «своих» и «чужих» людей, отстаивать свою точку зрения и говорить уверенное «Нет», если что-то не устраивает. В то время еще не было конфликта между Россией и Украиной, но я все-равно ощущала себя не в своей тарелке. Сложным казалось все: арендовать приличную квартиру, получить разрешение на работу, завести новых друзей, а главное — подстроиться под чуждый ритм жизни и не потерять себя.
Честно говоря, четыре года, проведенные в России, были сложными. Тогда я прошла через все стадии эмоционального выгорания и все стадии адаптации (был этап разочарования и бесконечные поездки в Киев при любом малейшем поводе, был этап приспособления, когда появились друзья, новые хобби и интересы в этой стране и уже было ощущение того, что я знаю и доверяю этому городу и нам с ним комфортно, с четвертым этапом бикультуризма тоже был недолго, когда я понимала все плюсы и минусы дальнейшего проживания в России и могла смело делать выбор, что мне нужно было делать дальше). Были и слезы, и паника, и радость, и эйфория, и удовольствие, и гордость собой сопряженные с созданием собственного агентства и покупкой собственного жилья. Потом произошла переломная встреча с будущим мужем.
А дальше предстоял переезд в Стамбул из-за сложных отношений России и Турции. Этот переезд стал совсем другим, ведь я была уже замужем. Совсем чужая страна, религия и культура.
Я жила на три страны и в душе надеялась, что муж решит вернуться в Украину либо Россию. Однако он все больше врастал корнями в родной стране.
Главный плюс заключался в том, что муж опекал меня и старался уберечь от негативных эмоций. Поэтому долгое время я жила в вакууме, ограниченном семьей и друзьями мужа. Управлять собственным бизнесом удавалось дистанционно, не исключая частые командировки в Россию и Украину.
Я жила на три страны и в душе надеялась, что муж решит вернуться в Украину либо Россию. Однако он все больше врастал корнями в родной стране. У нас появилась собственная квартира, машина и мелкие заботы.
Еще одним плюсом моего переезда в Турцию стала погода. После сырого и серого Питера Стамбул казался обжигающим, как кофе, и немного приторным. Окружающие понимали, что я иностранка и в лучшем случае хотели помочь, в худшем — обмануть. Все пытались чему-то научить, а мне хотелось отстаивать свои границы. Кажется, никто не мог понять, как сложно выучить язык и принять культуру, в которой нужно подавать чай, быть смиренной при гостях и создавать образ покорной жены своего мужа. Для славянской души нет ничего ценнее свободы, поэтому пришлось договариваться с собой. Был проведен не один внутренний диалог перед тем, как было принято решение себе помочь.
Как я помогла себе? – Начала слушать себя слушать и слышать, позволять делать то, что мне хочется. В 31 год я решила получить третье высшее образование в области Позитивной психотерапии, потому что хотелось помочь себе и таким, как я: успешным внешне, но не слишком счастливым в душе.
Пока не могу сказать, что адаптировалась на 100% к жизни в Стамбуле, но мне здесь стало хорошо по-своему: появились люди, которых я могу назвать друзьями, которые готовы в любое время помочь мне, а я им, появились места, которые можно назвать моим «местом силы». Появились традиции – семейные завтраки в парке, а также любимые местные блюда, турецкие фразы и т.п.
Как я помогла себе? – Начала слушать себя слушать и слышать, позволять делать то, что мне хочется.
Нужно было пройти этап сопротивления, чтобы сейчас заново взяться за изучение языка, который уже не звучит для меня грубо и неприятно. Я проработала свои детские стереотипы, поэтому дышать стало легче.
Не удивлюсь, если со временем уговорю мужа пойти на еще одну авантюру и переехать снова туда, где мы будем находиться в равных условиях и сможем еще глубже понимать друг друга. А пока я живу в Стамбуле, радуюсь каждому солнечному дню и возможности часто прилетать в Украину и видеться с родителями, прилетать в Россию и видеться с друзьями, приглашать всех к себе. Главное, чтобы внутри была гармония, независимо от страны или города, где живешь.
Анна Щербий-Шендоган – психолог-педагог, практикующий консультант в методе «Позитивная психотерапия», изучает Психотерапию в Висбаденской академии Позитивной психотерапии, совладелица PR-агентства FNCLab, мама и жена по совместительству.